|
1.Образование социального строя Древнего Египта. 2.Фараон – наместник Бога на Земле. 3.Особенности власти фараона. 4.Отсутствие социального единства – ослабление государства. 5.Характерные черты социального слоя.
|
||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | ||||
![]() |
||||
1.Образование социального строя Древнего ЕгиптаСоциальная иерархия в Древнем Египте создавалась долгие тысячелетия, достигнув своего канонического варианта к периоду расцвета Древнего и Среднего Царства (28-13 в. до н. э.). Она представляет собой формирование различных сословий, отличающихся положением и статусом в обществе, распределением власти, собственности, доходов, привилегий и других ценностей. Первые зачатки социального разделения начали выделяться еще в 4 тысячелетии до н. э. В это время в соседской общине дифференцировалась знатная верхушка: вождь, самые сильные воины, жрецы, состоятельные землевладельцы. |
||||
Совершенствование систем орошения и обработки земли привело к появлению излишков сельскохозяйственной продукции, которые со временем присвоили себе самые сильные представители племени. Это постепенно определило появление отличающихся по материальному положению членов племени – богатых и бедных. Вследствие этого процесса и начнет формироваться государство, как способ охраны материальных благ верхушки от бедных слоев населения с помощью законов. О процессах дифференцирования свидетельствуют даже сравнительно большие размеры обнаруженных могил, датированных тем периодом, в которых найдено множество произведений искусства той эпохи — различные предметы быта, множество драгоценных украшений, одежда, светильники, письменные принадлежности, красивое оружие, ткани и прочие ценные вещи. Интересной находкой того периода, ярко демонстрирующей данный факт, стала богатая и большая гробница вождя в Иераконполе, а также гробница Тутанхамона в Долине Царей. Общая же масса скотоводов, землепашцев и ремесленников остается по другую сторону. |
Гробница Тутанхамона |
|||
Малочисленные, оставленные в живых пленные, постепенно образовали обособленную категорию рабов, хотя ранее их основную массу убивали сразу. Реже рабом мог стать и бывший общинник. Скотоводство способствовало усилению иерархии, именно в этой отрасли в наибольшей степени накапливался прибавочный продукт, который забирала себе племенная верхушка. Данный факт нашел свое отражение и в письменности. К примеру, слова «знатность» и «богатство» обозначались изображением мелкого рогатого скота с печатью собственности, «наследство» – рисунком лежащего теленка, а термин «царь» – пиктограммой пастушьего посоха. 2.Фараон – наместник Бога на ЗемлеХарактерной особенностью социального строя Египта считалась беспредельная власть верховного правителя – фараона. Именно он олицетворял и представлял власть Бога на Земле. Ему принадлежит вся земля в стране, а власть передается по наследству. Власть теснейшим образом связана с религией, поэтому имена фараонов имеют божественную природу. К примеру, имя Аменхотеп переводится буквально как Амон умиротворенный, а Тутмос - рожденный богом Тотом. Сами египтяне, к слову, боялись вслух произносить имена своих царей, используя больше в повседневной речи эвфемизм «per-oh», что означает «Великий дом». Так и образовалось слово «фараон», трансформированное греками. Фараон - высшее звено правления в Древнем Египте.
|
||||
Пожалуй, это отличительная черта всех древних деспотий, стремившихся сконцентрировать в своих руках любые возможные полномочия. В этом фараону активно помогали кровно заинтересованные служители религии, освобожденные от налогов и отработок на государство. Немалую роль сыграла и имущественная элита, всячески поддерживая и пропагандируя подобный порядок. Культ фараона с веками «оброс» массой сложнейших обрядов и традиций, начиная от погребальных и заканчивая церемониальными. Его правая рука и распорядитель воли – визирь (чати), глава исполнительной и законодательной власти, обладавший огромным влиянием, назначал и снимал с должности чиновников, хранил государственную печать. С веками его функции расширились и усложнились, в подчинение визиря перешли крепости и войска. Казначей отвечал за финансовую область, а за военную – начальник, который был представителем царской семьи или высшего чиновничества. |
Египетский фараон |
|||
3.Особенности власти фараонаПравда, нельзя сказать, что на протяжении всего существования Древнего Египта власть фараона носила постоянно безраздельный характер. Периоды спада и расцвета были характерны и для его влияния тоже. Например, к концу Древнего Царства значение царя стало ослабевать. Количество его земель уменьшилось от постоянных подачек и подарков чиновникам, казна опустошалась армией приживальщиков и нахлебников. Политический кризис сменился экономическим. Подобное явление можно было наблюдать и в некоторые годы Среднего царства. Тогда номархи стремились получить в свои руки максимально возможные привилегии и власть, что снижало общий авторитет фараона. В целом же крайняя замедленность эволюции социальной структуры была отличительной особенностью общественного устройства Древнего Египта. Доктрина управления и подчинения в Древнем ЕгиптеСистема верховной власти не могла бы быть жизнеспособной, не окружи себя властитель когортой вельмож, своих ближайших соратников. Для того чтобы удержать и гарантировать их лояльность, фараон отдает часть богатств, земли, делегирует определенные полномочия, укрепляя систему правления. Но в присутствии фараона знать все равно должна была вести себя скромно и приниженно – им даже не всегда дозволялось стоять рядом с царем. В любом случае египетская аристократия была важнейшим звеном социальной иерархии, поддерживающим власть верховного правителя и обладающим большими правами и полномочиями. На равной ступени со знатью располагаются жрецы, которых фараоны всячески поощряли в максимальной степени, учитывая влияние веры на обычных граждан, которые поклонялись богам в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов. Жречество получало значительные объемы богатств и земель. Жизнь каждого жителя Древнего Египта была неразрывно связана с религией, поскольку египтяне верили, что жрецы наделены исключительной способностью общаться с Богами. Жрецы подтверждали на официальном уровне божественное происхождение и статус правителя. Используя авторитет жрецов, фараоны могли проводить всевозможные непопулярные общественные, налоговые и социальные реформы, объясняя это стремлением исполнить волю Богов. Этому ни один египтянин не мог противостоять или возражать. Верховному жрецу храма подчинялись низшие чины – уабу. Они заботились о храме, проводили ритуалы и осуществляли подношения богам: все соответствовало заведенному порядку и традициям. Жрецы-астрономы следили за звездами и предсказывали будущее, чтецы проговаривали молитвы и священные тексты, библиотекари следили за папирусами и таблицам. |
||||
Такая система подчинения народа не могла существовать без сильной военной прослойки. Многочисленная пехота, стремительные боевые колесницы, опытные лучники пользовались большим почетом и поддерживали авторитет власти фараона внутри страны и за ее пределами. Они имели собственное имущество, однако в любой момент могли отправиться в поход или участвовать в военных действиях. Главный принцип ведения войны в древности: «что награбишь – то и твое», так что солдатам война давала реальный шанс обогатиться. В период наивысшего расцвета державы армия Египта насчитывала более 100 т. человек, являясь одной из самых могущественных в регионе и даже мире. Фараоны регулярно использовали армию для решения насильственным способом внутренних проблем и конфликтов, подавляя восстания, мятежи и бунты малоимущих слоев населения, крестьян и рабов. Нелегкая задача кормить такую армию падала на крестьян и прочий рабочий люд, который составлял наиболее многочисленную прослойку в стране. Крестьяне не владели землей, и поэтому большую часть собранного урожая они были вынуждены отдавать в виде податей и оброков. Нередко они привлекались на общественные работы, участвуя в масштабных строительствах пирамид, гробниц, храмов и дворцов. В основной своей массе крестьяне вели нищенское существование, да и ремесленники жили не лучше. Они не имели даже собственных мастерских. Часто вельможа предлагал ткачу, гончару, сапожнику или мастеру ювелирных дел работать в своей мастерской, но это означало, что ему будут доставаться фактически все плоды работы ремесленника. Ремесленные творения отдавались лояльным торговцам, так что обогащался на этом лишь аристократ, а сам мастер получал за труд сущие гроши. |
Социальная иерархия |
|||
Но при всем незавидном положении крестьян и ремесленников, они все же были свободными гражданами, что казалось недостижимой мечтой для рабов, позиция которых была наиболее бесправной и приниженной в Древнем Египте. Во время крупных строительств и общественных работ именно рабы погибали в наибольших количествах от непосильного труда и отвратительных условий существования. |
||||
4.Отсутствие социального единства – ослабление государстваПроанализировав структуру общества Древнего Египта, можно сделать вывод, что сплоченным оно не было. Наоборот, все эти классы нетерпимо и даже враждебно относились друг к другу, нередко преследуя прямо противоположные интересы. Рабы в мечтах о свободе устраивали мятежи и бунты. Крестьяне и ремесленники жаждали улучшения материального положения. Даже жрецы и знать «покушались» на верховную власть царя, претендуя на еще большие полномочия, и вообще пожелав править без фараона. Все это, включая противостояние высших звеньев египетской иерархии, не могло не сказаться негативно на силе и единстве государства. Разногласия и внутренние распри ослабляли его изнутри, и, в конце концов, оно приходило в упадок. История Древнего Египта знает немало таких событий, которые способствовали регрессу египетской цивилизации. В 1750 г. до н. э. во многих городах Египта начали происходить масштабные стихийные восстания рабов и бедняков. Фараон посылал войска на их подавление. Бедственным положением в стране и занятостью войска воспользовались арабские кочевники гиксосы, которым фараон не смог оказать должного сопротивления. Они закрепились на этих территориях и правили Египтом 150 лет. Всего этого, возможно, удалось бы избежать, будь социальная обстановка в Египте несколько иной. |
||||
5.Характерные черты социального слояНаследственность и семейственность – еще один типичный, наряду с огромной властью правителя, признак тогдашнего социального строя. Принадлежность к высшему слою передавалась от поколения к поколению. Члены царской семьи и аристократия, так или иначе, участвовали во всех важнейших делах государства. Они занимали руководящие военные, религиозные, управленческие посты, руководили номами, охраняли сокровища фараона, контролировали работы и пр. Однако к периоду Нового царства (15-10 вв. до н. э.) можно отметить определенную тенденцию в построении социальной структуры страны – фараон покровительствовал сановникам, которые вышли из низов. То есть, служивая знать постепенно отодвигает на задний план аристократию. |
||||
Таким образом, социальная иерархия Древнего Египта была сформирована из 3 основных слоев, где фараон был центральной и обособленной фигурой:
Отсюда следовала градация населения на свободных и несвободных:
|
Основные слои населения Египта |
|||
Безусловно, на протяжении тысячелетий социальная структура менялась и реорганизовывалась, однако изменения никогда не были кардинальными, так как основные принципы сохранялись на протяжении всего периода существования древнеегипетского царства. Разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат, особая роль религиозных и военных начальников, исключительное положение фараона и членов его семьи при максимальном закрепощении и подчинении средней и низшей прослойки отличает социальную иерархию Древнего Египта. Именно она во многом и стала образцом и примером для будущих цивилизаций. |
||||
![]() |
||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | ||||
|
||
www.mathtask.ru | ||